homo_ineruditus (homo_ineruditus) wrote,
homo_ineruditus
homo_ineruditus

Category:
  • Mood:

Плагиат в высшем образовании: у них и у нас

Кажется, наконец-то начали доходить руки до работы, написать которую я грозился еще чуть ли не весной: а именно написать статью о плагиате с активным привлечением информации о зарубежном опыте решения проблемы.

Первое, что поразило - почти полное равнодушие к этой проблеме в нашей стране. В этом нетрудно убедиться, задав поиск по каталогам ведущих библиотек, образовательным журналам и т.п. Результат таков: в каталоге нашей ведущей библиотеки педагогической литературы найдена одна журнальная статья, но... напечатана она в немецком журнале и соответственно на немецком языке. Ни в одном каталоге сайта РГБ (в т.ч. и диссертаций) ничего интересного не нашлось. Для интереса задал через Google поиск по слову "плагиат" и на сайте Министерства образования: если мне не изменяет память, нашлось чуть более 20 материалов, ни один из которых к проблеме плагиата именно в образовании отношения, правда, не имеет. Немного интересного нашлось и на сайтах наших крупных вузов (а пропустил я их через поиск достаточно много): только в единицах случаев, прежде всего на сайте Высшей школы экономики, были обнаружены следы серьезной институциональной политики по борьбе с плагиатом.

Поиск англоязычной литературы оказался менее долгим и более плодотворным. Уже минут через 5-10 наткнулся на ресурс, содержащий библиографию из нескольких сотен названий...

Еще до этого удалось обнаружить сборник статей: Student Plagiarism in an Online World: Problems and Solutions. Hershey, N.Y., 2008. Авторский коллектив составляют преподаватели из самых разных стран, прежде всего австралийцы, новозеландцы, англичане и американцы. Из сборника удалось узнать очень много любопытного и не соответствующего расхожим стереотипам.

            1) Представление о том, что если в России большинство студентов занимается плагиатом, то на Западе эта проблема не стоит, является сильным упрощением. В различных статьях сборника приводятся данные проводившихся среди студентов опросов. В "плагиатствовании" признавалось от 20 до 40 с лишним процентов респондентов, чаще других попалались цифры в районе 30-35%. По мнению авторов реальная цифра может быть существенно больше, так как признались не все.
              2) Особенно сильно "увлечение" плагиатом распространено среди зарубежных студентов. Острота проблемы объясняется не только тем, что часть таких студентов пытается компенсировать чужими текстами слабость владения английским, но и распространенными в другой культурной среде представлениями о допустимости заимствований без признаний авторства. Например, в одной из статей утверждалось, что в конфуцианской традиции использовать чужие тексты (разумеется без ссылки на их авторство) для выработки каких-то своих мыслей на их основе - это вполне нормально и вообще что идея о собственности на письменный текст - это вообще порождение западной цивилизации капиталистического периода. В двух статьях приводилась статистика опросов среди пакистанских и тайваньских студентов, судя по которой плагиаторов там в каждом случае оказалось больше половины.
            Следовательно, в рассматриваемом отношении "братьями по разуму" для студентов-россиян являются отнюдь не европейцы, а китайцы и студенты из стран мусульманского мира...
               3) В значительной степени упрощенным является представление о том, что "у них" за плагиат непременно отчисляют, по крайней мере на второй раз после строгого предупреждения. На самом деле, не всегда и не везде. Подходы к проблеме со стороны различных вузов и преподавателей могут сильно разниться: даже чуть ли ни в одном и том же вузе злостный плагиатор может отделаться отеческим/материнским внушением, а мелкий - пострадать "по полной программе" вплоть до отчисления.
               4) По поводу того, какой подход в борьбе с плагиатом является оптимальным, существуют серьезные разногласия. Часть авторов выступает за жесткие репрессии, тогда как другая считает их неэффективной тратой рабочего времени (преподаватель превращается в полицейского и тратит значительную часть своих сил на какую-то ерунду). Кто-то полагает, что это сам преподаватель виноват в том, что ему/ей не удалось заинтересовать студентов и что это происходит из-за недостатка профессионализма. Другие советуют организовывать задания так, чтобы исключить возможность плагиата. 
     Когда в дискуссии c grey_dolphin я предлагал сделать курсовые и дипломные работы в России необязательными, то сам до конца не воспринимал эту идею всерьез. Но, судя по информации из одной статей сборника, в национальной образовательной политике Великобритании имеет место именно такая тенденция. Разумеется, такой подход не считается в соответствующих статьях сборника оптимальным, ибо добросовестные студенты лишаются возможности приобрести навыки, получаемые от письменной аналитической работы.
              5) В борьбе против плагиата не являются панацеей и специальные программы. Хотя их Turnitin, по всей видимости, гораздо сильнее нашего "Антиплагиата", но и ее возможности ограничены. При желании недобросовестный студент может заменить часть слов (через определенные шаги) синонимами и т.п.; кстати, как я легко убедился, на тему "Как обмануть Turnitin?" существуют форумы. К тому же создателям этой коммерческой программы уже пришлось пройти через несколько судебных процессов против студентов, возмущенных тем, что их заставляют размещать свою интеллектуальную собственность в некоей базе данных (которой потом еще и пользуются в коммерческих целях). Некоторым канадским вузам по этой причине пришлось отказаться от Turnitin.
              6) Конечно же, на Западе существует и заказ курсовых работ (contract cheating); предлагающие их многочисленные сайты здравствуют и процветают. В упомянутых выше опросах в заказах курсовых признавалось 5-7% студентов.
             В общем, я получил неплохую пищу для размышления, которую надеюсь воплотить во что-то реальное. При всех этих обстоятельствах в России проблема плагиата, конечно же, гораздо более остра. Ведь у нас подавляющее большинство вузов с этой проблемой на институциональном уровне фактически не борется, а в некоторых случаях на слишком усердных преподавателей вообще оказывается давление с целью побудить их быть менее бдительными и принципиальными по отношению к "особым" студентам. Да и нагрузка на преподавателя в провинциальных вузах такова, что работать с каждым студентом индивидуально и творчески с целью наставить его на путь истинный вряд ли реально.
 


Tags: высшее образование, плагиат
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments